+7 (911) 241-06-59 vypov@yandex.ru
иконописная
мастерская
Северный
Афон
Старец Ефрем Катунакский, Иконописная мястерская Северный Афон, 2003 год, холст, масло

Портреты старцев

На этой странице сайта представлен портрет старца, выполненный в нашей иконописной мастерской. История возникновения старчества в православной церкви, относится к первым векам христианства. В первых монашеских обителях, опытные в духовной жизни иноки, становились наставниками новоначальных монахов. Нередко молва о них, выходила за стены обители, и к духовному совету старцев обращались и миряне. В древних патериках (палестинском, египетском) описаны истории, обращения к старцам многочисленных людей, и ответные слова или поступки старцев, имевшие глубокий духовный и нравоучительный смысл. Также описаны многочисленные чудеса, происходившие по молитвам старцев, многие из которых, в наше оскудевшее верой время, кажутся совершенно нереальными и фантастическими. Но самое сильное впечатление от прочтения древних патериков, оставляют не чудеса, а кристальная нравственная чистота и духовная мудрость старцев, делающая их действительно людьми "не от мира сего" и "жителями будущего века".

В России возрождение старчества связано с именем преп. Паисия Величковского (1722-1794). Он несколько лет подвизался на Афоне, хорошо владел греческим языком, перевел на русский язык одно из основных аскетических сочинений "Добротолюбие". Обладая богатым духовным и молитвенным опытом, преп. Паисий возрождает святоотеческий образ “старца”, сам соответствуя строгим критериям, которыми святые отцы определяют истинного старца: бесстрастие, чистота души, пребывание в Духе Святом, способность духовного рассуждения. Вершиной старчества в России, стал преп. Серафим Саровский. Даже сейчас в уединенных кельях на Афоне, не только русских, но и греческих, сербских, болгарских, румынских, можно найти иконы преп. Серафима, как покровителя монашествующих, и пример для подражания. В 19 веке в России старчество процветало в Оптиной и Глинской пустынях. В наше время афонские старцы Иосиф Исихаст и Паисий Святогорец стали духовными светильниками не только для афонского монашества, но и для многих мирян далеко за пределами Греции.

Прижизненные портреты старцев, существовали во все времена христианства. Многие иконы святых - это по сути прижизненные портреты, написаные в византийском иконописном каноне. До нас дошли прижизненные портреты преп. Серафима Саровского и преп. Амвросия Оптинского. В афонских монастырях можно увидеть портреты Иосифа Исихаста и старца Ефрема Катунакского.

Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Прижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой,
после его смерти.

Наша мастерская "Северный Афон" готова написать портреты старцев, образ которых Вам чем-то близок, чьи книги, духовные поучения или факты биографии произвели на Вас сильное впечатление.